Рин~сан
Есть 16 типов информационного метаболизма (ТИМов, соционических типов), которые отличаются друг от друга тем, как «аспекты» информации обрабатываются их «функциями» психики. Это значит, что в соционике типы отличаются друг от друга по особенностям восприятия и переработки информации. Всё остальное: внешние признаки, поведение, склонность к выбору профессий и т.д., является вторичным и может формироваться под воздействием среды, эти признаки недостаточно надёжны для определения типов. Тип - это баланс между 8 функциями информационного обмена. Одна из этих функций является главной (программной) в психике, еще одна - творческой (вспомогательной). В зависимости от положения этих двух в психике выстраивается баланс остальных шести.
Модель, отражающая баланс всех функций в психике, называется Модель А. Принципы построения этой модели довольно просты, и помогают понять многие закономерности поведения человека, его отношений и совместимости с другими типами.
Но начнем с основ – с того, что такое аспекты и функции.
читать дальше
Итак, различают аспекты и функции (очень часто эти понятия по незнанию и невнимательности отождествляют, и то, что вообще называется аспектом, называют функцией. В принципе, понимать разницу стоит, но если вдруг увидите, что аспект называют функцией, не обращайте внимания и постарайтесь понять, что имели в виду)
Аспекты – это виды информации, которая может усваиваться людьми и передаваться друг другу. Например, информация может быть черносенсорной (т. е. информацией об окружающем пространстве, объективных качествах предметов и живых существ), белологической (т. е. информацией о структурах, о логической последовательности) и т. п.
Аспекты (виды воспринимаемой информации) бывают интровертными и экстравертными, рациональными и иррациональными.
Интровертные (их еще называют белыми, потому что их обозначают белыми значками): БЛ (структурная или белая логика), БЭ (этика отношений или белая этика), БС (сенсорика ощущений или белая сенсорика), БИ (интуиция времени или белая интуиция).
Экстравертные (их еще называют черными): ЧЛ (деловая логика или черная логика). ЧЭ (этика эмоций или черная этика), ЧС (волевая сенсорика или черная сенсорика), ЧИ (интуиция возможностей или черная интуиция).
Рациональными являются все этические и логические аспекты (потому что и логические и этические суждения делаются рационально), иррациональными – интуитивные и сенсорные (потому что они по сути являются аспектами восприятия, а не суждения, т. е. воспринимается просто то, что есть в мире, а восприятие само по себе иррационально).
Все 8 аспектов присутствуют в психике любого из 16 типов, что отражает так называемая Модель А.
Рассмотрим аспекты чуть подробнее.
Аспекты суждения (рациональные).
ЧЛ - деловая логика (или логика действий, процессов),экстравертная - Содержание: Методика, логическое развитие событий, технология, алгоритм, действие, синтез фактов («собрать вместе, чтобы задвигалось»).
Как проявляется: расчёт, критичность, вникание в процесс, в технологию, мелочность, дотошность, скептицизм, упрямство.
Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности, эффективности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию
Восприятие движения.
ЧЭ - этика эмоций, экстравертная - Содержание: Эмоции людей, изменение отношений. Чувство этичности-неэтичности внутренних импульсов, чувство возможности-невозможности изменить происходящее в себе или другом объекте.
Как проявляется: стремление обратить внимание на себя, оценка других людей по созвучности их эмоций своим собственным.
Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира через эмоции.
Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки.
Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания радость или печать, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт.
Восприятие звуков как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.
БЛ – структурная (или научная) логика, интровертная - Содержание: Объективные закономерности. Структура, система, порядок, анализ фактов (понять, из каких компонентов состоит).
Как проявляется: «объективная», со стороны, оценка людей и ситуаций, как если бы на месте данных людей можно подставить других, и ничего не изменится. Безразличие: «Это не важно, этим можно пренебречь».
Способность логически мыслить, устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира.
Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы.
Восприятие пространства как системы расстояний, восприятие своего места в социуме.
БЭ - этика отношений, интровертная - Содержание: Это можно назвать «субъективными расстояниями» между объектами. Для человека это, к примеру, любовь–ненависть. Любимый и на большом расстоянии близок, ненавистный — и на малом далек. Чувство этичности-неэтичности отношений, доброты человека или его плохих качеств, чувство желания–нежелания и т.д.
Как проявляется: различение своих и чужих; ориентация на интересы тех, кто "свой", поиск постоянных, глубоких отношений; отношения – это игра, в которой не действуют формальные правила – свой почувствует, а чужой, сколько ни учи – своим не станет.
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего через те чувства которые оно вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений любовь-ненависть, симпатия-антипатия, расположение-неприязнь, восхищение и пр.
Аспекты восприятия (иррациональные)
ЧИ - интуиция возможностей, экстравертная - Содержание: Чувство наличия–отсутствия скрытых внутренних способностей, возможностей, дающее способность видеть постоянство или недолговременность какого-то объекта или явления.
Как проявляется: рассуждения о способностях и возможностях, умение поставить себя на место другого человека; понять суть, не вникая в детали. Интерес к недоступному, увлечённость, независимость.
Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть.
Восприятие внутренних качеств и назначения объектов.
Умение отделять перспективное от неперспективного, представлять результат.
Оценка качеств своего характера и собственных возможностей. Изучение и сравнение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.
ЧС - «волевая» сенсорика, экстравертная - Содержание: Форма, расстановка объектов в пространстве, территория.
Как проявляется: оценить пространство, понять, кто главный, захватить доступную территорию и навести на ней свой порядок. Накопление ресурсов.
Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством силового (иногда физического) давления. Проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, сила воли.
Физическая сила, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.
БИ - интуиция времени, иинтровертная - Содержание: Развитие событий во времени. Чувство своевременности–несвоевременности, спешки–неспешности и т.п.
Как проявляется: Эгоцентричное предвидение (без желания поставить себя на место другого человека). Отрешённость, созерцательность.
Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии.
Способность проникать во внутренний мир других людей, изучение интересов и проблем, которые их занимают.
Способность различать оттенки внутренних состояний.
Ощущение ритма происходящего, темпа событий, ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих, чувство заполненности своего и чужого времени.
Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие.
БС - сенсорика ощущений, интровертная - Содержание: Внутренняя ситуация объекта среди других объектов, их воздействие на его самочувствие, отражение в его самочувствии. Можно сказать, «звучание» пространства внутри объекта. Самочувствие определяется как внешними, так и внутренними процессами. Чувство приятности-неприятности, физической и эстетической удовлетворенности и неудовлетворенности.
Как проявляется: стремление к комфорту, хорошим условиям работы, достойному месту в своем окружении (без особого желания им руководить). Оценка ощущений – своих и других людей.
Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через любые ощущения своего тела осязание, обоняние, вкус, самочувствие, чистоплотность.
Оценка свойств окружающих предметов через ощущения, которые от них возникают.
Способность различать качества ощущений.
Ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.
Каждый человек обязательно воспринимает все аспекты, т. е. то, что человек логик, вовсе не означает, что в нем нет этики, человек-этик вполне способен логически мыслить, интуит безусловно замечает окружающие предметы и имеет ощущения, так же как у сенсорика есть воображение. Но работают аспекты по-разному: одни сильнее, другие слабее, одни гибкие, другие ригидные, одни – продуктивные, другие – преимущественно собирают информацию. И все в зависимости от того, в какой функции находится тот или иной аспект.
Функции – это функции человеческой психики, принимающие обрабатывающие и выдающие информацию.
Различают такие функции:
1 ф. - сильная ментальная акцептная
2 ф. - сильная ментальная продуктивная
3 ф.- слабая ментальная продуктивная
4 ф. - слабая ментальная акцептная
5 ф. - слабая витальная акцептная
6 ф. - слабая витальная продуктивная
7 ф. - сильная витальная продуктивная
8 ф. - сильная витальная акцептная
1) Акцептность - это способность отражать, "фотографировать" и репродуцировать информацию по аспекту.
Продуктивность - определяет возможность создавать новое по аспекту, на основе той информации, которую создала акцепторная функция.
2) Сила - предлагает уверенное владение информацией (достаточное ее количество) и волевое влияние на социум.
Слабость - означает, что информация по аспекту используется неуверенно, ее не хватает, поэтому по слабым функциям тип подвержен влиянию социона.
3) Ментальность (осознанность) - предполагает объективное изучение мира, стремление перевести информацию в языковую форму.
Витальность - предполагает субъективное, "через себя", изучение мира, требует слияния с изучаемым.
Можно сказать, что по ментальным функциям не столько делают, сколько разговаривают, а по витальным действуют, мало задумываясь, они хуже осознанны, чем ментальные.
Примечание: нумерация и названия функций в разных школах соционики разные, поэтому следует быть осторожным.
Человек принимает и обрабатывает информацию как сознанием, так и подсознанием, поэтому 4 функции сознательные (ментальные) и 4 бессознательные (витальные).
Модель А отражает баланс всех 8 функций информационного обмена в психике человека, принадлежащего к определённому типу (т. е. Модель А показывает, какие аспекты находятся во всех восьми функциях психики конкретного человека)
Функции сосуществуют друг с другом по-разному: одни как бы борются за общие ресурсы, и усиление одной означает ослабление другой; другие "относятся" друг к другу безразлично; третьи как бы "подпитывают" друг друга. ".
Если предельно упростить, то можно сказать так: аспект – это определенный вид информации, функция – это то место, которым данный человек эту информацию усваивает. Например, Наполеон усваивает такой вид информации как ЧС (волевая сенсорика) своей самой сильной ментальной программной (базовой) функцией, Бальзак усваивает эту информацию относительно слабой витальной суггестивной функцией. Поэтому к вопросам, связанным с ЧС (воля, сила, власть, завоевание пространства) они относятся совсем по-разному.
Названия блоков Модели А заимствованы из психоанализа З.Фрейда, однако немного отличаются от фрейдовских терминов по содержанию.
Модель А.
Сознание
Блок ЭГО (1 + 2): ПОНИМАНИЕ
Эти две функции представляют собой «формулу типа». Наиболее самостоятельные функции человека. Деятельность по ним всегда носит незавершённый, открытый характер: «я лучше других знаю, что мне надо, и если понадобятся улучшения – я их внесу сам, без посторонней помощи».
1. «Программа»: активное наблюдение, «образ жизни».
Программная (базовая) функция - основа личности. Реализация аспектов первой функции - то, для чего человек приходит в этот мир.
2. «Творчество»: требует усилий, до поры до времени «сидит в засаде», чтобы реализоваться в мелких мероприятиях.
Творческая (рабочая, инструментальная) функция выполняет вспомогательную роль, роль инструмента для реализации программной функции. Именно в рамках этой функции человек наиболее изобретательно, творчески подходит к решению вопросов.
Блок СУПЕРЭГО (3 + 4) : ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Этими качествами человеку приходится жертвовать ради первых двух функций: данные качества четко осознаются, но от этого не становятся более достижимыми. Чаще всего по этому блоку запоминаются всякого рода социальные ограничения (поскольку человек склонен спихивать свою неспособность что-либо сделать на влияние общества, результаты воспитания, обстоятельства и т.д.)
3. «Ролевая»: человек старается выглядеть таким (чтобы не обнажать свои слабые качества перед посторонними), но таким не является; в экстремальной ситуации реализуется так – «я тут умею немного, но уж это немногое вы получите по полной программе».
Ролевой (нормативной) эта функция названа, потому что человек по ее области реализации для адаптации в непривычных для себя условиях играет некую роль, помогающую социализироваться. Личность развивает в себе качества, как бы соответствующие определенным нормам, предъявляемым обществом к индивидууму.
4. «Болевая»: человек накапливает по ней информацию, но не уверен в ее качестве; чаще следует этим принципам на словах, чем на деле, поскольку решительные действия по 2-й функции вносят хаос в опыт, накопленный по данной функции.
Точка наименьшего сопротивления (болевая, мобилизационная) - зона психологических защит. Информация воспринимается сильно искаженной, реакция не адекватная даже на нейтральную информацию, болезненное восприятие критики. Человек избегает продолжительно и интенсивно работать по области реализации этой функции.
Подсознание.
Блок СУПЕРИД (5 + 6): ПОМОЩЬ
Человеку хочется получать по этим функциям поддержку, самому думать об этих проблемах «нет времени». Не слишком четко понимает, чего именно ему хочется, поэтому склонен до определенного момента давать свободу партнеру в данных аспектах.
5. «Внушение» (суггестия): «пока не болит – не замечаю», но когда появляются проблемы – человек становится исключительно зависимым по данной функции, восприимчивым к советам посторонних.
Суггестивная - наиболее внушаемая (трансовая) функция. Информация по аспектам этой функции воспринимается "как есть", усваивается слабо, используется зачастую слишком схематично. В области реализации пятой функции лежат "дополняющие ценности" или эталоны. Она сответствует первой - программной функции нашего дуала. Поэтому нередко в незнакомой обстановке на дальней дистанции человек начинает коммуницировать именно из этой функции, как бы проверяя собеседника "наш" это человек или нет
6. «Активация»: активность человека по данному аспекту зависит от других; если есть поддержка – его активность даже может превосходить активность окружающих, если нет – куда-то исчезает бесследно.
Активационная (референтная) функция, получая "добро" на какую-нибудь деятельность от пятой внушаемой функции, активно включается в реализацию методов предложенных пятой функцией. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Какой тон зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.
Блок ИД (7 + 8): УПРАВЛЕНИЕ
Пассивные способности – человек умеет, но не всегда четко осознает, что умеет. Включается в дело, когда получает четкий запрос на конкретный результат. Постоянно работать по этим функциям не способен –такая работа требует ограничения по блоку Эго, постоянно критически смотреть на себя самого.
7. «Контроль»: человек сам по данной функции не инициативен, однако охотно отмечает ошибки других, предостерегает их от излишеств.
Наблюдательная (ограничительная) функция в теневом режиме наблюдает все ли хорошо, все ли в порядке в окружающем мире по ее аспектам. Она соответствует нормативной функции нашего дуала и следит за тем впечатлением, которое он пытается на нас произвести, когда "играет" по своей ролевой функции. И если дуал начинает "переигрывать", ограничивает его бурную деятельность
8. «Эталон»: человек активно, но беспорядочно или «автоматически», «по привычке» действует по данной функции, пока не показать ему пример, не направить усилия в нужное русло.
Наша демонстративная (фоновая) функция "обслуживает" "зону страха" нашего дуала, поэтому мы стараемся пользоваться любым случаем, чтобы продемонстрировать наши достижения всем и каждому, как бы говоря "нам здесь любое море по колено и горы по плечу".
Т. е. для того, чтобы описать человека определенного типа (ТИМа), мы должны распределить аспекты информации по функциям, т. е. определить, каким образом он обрабатывает информацию того или иного рода. Для этого нам достаточно знать первые два аспекта – какой из них располагается в базовой функции, т. е. является «любимым видом информации для этого человека, и какой в творческой. Далее, согласно закону «Противоположности погашаются» мы можем вывести местоположение остальных аспектов. Т. е. если у человека сильная логика, у него неминуемо будет слабая этика и т. д.
Например, если первая функция у человека Сенсорика, то слабой будет Интуиция. Самые слабые функции – ролевая и суггестивная. Если базовой будет белая сенсорика (сенсорика ощущений, интровертная), то чуть сильнее у человека будет именно белая интуиция, и она будет в ролевой функции (сознательной, а значит более управляемой), а черная интуиция будет в более слабой суггестивной (бессознальной). Если творческая у человека логика (например, черная, деловая, экстравертная, то болевой (сознательной) будет черная же этика, а белая этика будет более слабой активационной (бессознательной). И т. д.
В зависимости от того, какой аспект у человека в базовой функции, определяется его вертность (интроверт/экстраверт) и рациональность/иррациональность.
Таким образом, по первым двум функциям мы определяем ТИМ. Если первая функция экстравертная «Этика», вторая «Сенсорика», то человек явялется Гюго (ЭСЭ – этико-сенсорный экстраверт). Поскольку этика – рациональный аспект, то Гюго – рационал.
Однако можно идти и другим путем – сначала определить дихотомии (например, что человек рационал, сенсорик, логик и интроверт) и отсюда уже вывести его Модель А. Раз человек рационален, в первой, базовой функции находятся этика или логика как рациональные аспекты (в данном случае логика, причем логика интровертная – структурная – БЛ, поскольку человек интровертен). Во второй функции, соответственно, будет находиться экстравертный иррациональный аспект: экстравертные (черные) сенсорика или интуиция (в данном случае экстравертная сенсорика – ЧС. И мы получаем ЛСИ – логико-сенсорного интроверта (рационального) – Максима Горького или просто Макса).
Примечание. Вы можете встретить самые разные названия ТИМов, причем некоторые способы обозначения соответствуют друг другу полностью, некоторые же, хотя в целом говорят об одном и том же, все же чуть-чуть о другом. Чаще всего используются система псевдонимов ТИМов по известным представителям типа, - её предложила основатель соционики А.Аугустинавичюте (например, Габен, Гюго, Достоевский, Наполеон) и буквенные обозначения (например, Габен = СЛИ = сенсорно-логический интроверт, Гюго = ЭСЭ = этико-сенсорный экстраверт, Достоевский = ЭИИ = этико-интуитивный интроверт и т. д.). Буквенные символы по системе В.В.Гуленко в настоящее время используются редко (самим Гуленко и сторонниками его школы). Использование этих обозначений нередко приводит к путанице, так как в американской типологии Майерс-Бриггс аналогичные буквы обозначают совсем иное. Поэтому лучше всего пользоваться именно псевдонимами и буквенными обозначениями, приведенными выше. Есть еще одна система псевдонимов - по характерной черте данного типа (Искатель, Критик, Политик) - её предложил В.Гуленко, соционик из Киева.
Как же определить дихотомии? Это можно сделать разными способами: наблюдая, разговаривая, методом интервью. Принадлежность к этикам или логикам, рационалам или иррационалам, сенсорикам или интуитам, интровертам или экстравертам сказывается буквально на всем: на поведении, манере общения, стиле одежды, выражении лица, стиле жизни, манере двигаться и т. д.
Е. С. Филатова в работе «Краткий конспект лекций по соционике» описывает дихотомии так:
Примечание: здесь описываются некие крайние, чрезмерно сильно выраженные носители дихотомий. На самом деле настолько ярко выраженные дихотомии встречаются крайне редко, ведь для жизни в социуме нужны все аспекты, и человек обычно нарабатывает компенсаторный механизм, прикрывающий его слабые места. Да так иногда нарабатывает, что сам считает это самое свое слабое место сильным (и неудивительно, ведь он уделяет слабым функциям гораздо больше внимания, чем сильным, в которых все получается легко, самом собой и кажется, что и у всех остальных людей все точно так же. Поэтому не стоит воспринимать написанное ниже буквально.
Логик воплощает человека, для которого определяющим является объективный мир; мир иерархии и порядка, закономерных связей и четко выстроенных конструкций.
Его интересы могут быть сосредоточены на изобретении новых машин и механизмов, он может быть поглощен созданием научных теорий или размышлять об устройстве мироздания, но редко его интересует мир человеческих отношений. В людях он ценит прежде всего деловые качества; надежность, предсказуемость, верность взятым на себя обязательствам.
Аргументами доказательств могут быть только проверенные факты. Если он почему-либо оказывается в ситуации, когда невозможно обойтись без эмоционального отклика, он использует принятые в обществе стереотипы эмоционального проявления, у него стандартный набор жестов, улыбок; если же ситуация оказывается неординарной, он испытывает замешательство.
Этик, напротив, ориентирован на отношения с другими людьми. Теории и конструкции его интересуют меньше всего, а больше — вопросы добра и зла, любви и ненависти, этические и нравственные проблемы.
Эмоциональный тип легко внушаем; мнения окружающих могут для него быть вескими аргументами в принятии того или иного решения. Это особенно справедливо, если аргументы построены на логических доводах; здесь он чувствует себя неуверенно и старается придерживаться норм, принятых в обществе. Ему самому трудно решить, насколько истинно то или иное утверждение о мире объектов, идей, устройстве мироздания.
В проявлениях своих эмоций он, напротив, весьма свободен, использует широкий спектр эмоциональной выразительности. В силу этого он может легко и безошибочно устанавливать психологическую дистанцию в общении, здесь он ориентируется на то, как человек говорит, каковы его жесты, выражение лица, паузы, интонации...
моя имха - здесь я не согласна, и тогда была не согласна, да поленилась переделать.
Вставлю пару слов: интересоваться логик и этик могут чем угодно, логик может целыми днями думать на этические темы, а этик - работать программистом. Этические соображения могут быть крайне важны для логика, как и необходимость быть логичным для этика. Суть не в этом, а в том, к перевариванию какой информации организм лучше приспособлен. Что лучше развито, тем и будут пользоваться, так или иначе подменяя более слабые функции. Так логик будет рассуждать об этических проблемах, используя именно логику. А этик, если будет затронут важный для него вопрос, на первое место поставит "нравится-не нравится". Впрочем, логические науки намного лучше разработаны человечеством, чем этические, что сказывается на возможности научиться чуждому способу мышления.
Сенсорик характеризует человека, который живет, как говорят психологи, «здесь и теперь». Его внимание постоянно направлено на все то, что его окружает, его восприятие исключительно конкретно, он легко замечает всякие мелкие изменения в обстановке. Он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует вокруг себя, поскольку к этому стремится.
Такому человеку легко переключить свое внимание от любых неприятностей — для этого достаточно сменить обстановку. Ему трудно ждать, когда наступит благосостояние. Ему надо получить желаемое сегодня (еще лучше — сейчас). Его девиз — действие. Для него характерны умение быстро переключаться, следовать за изменениями обстоятельств и легко приспосабливаться к этим изменениям.
Интуит, в отличие от ощущающего, интегрирует непосредственные впечатления в образы, символы. Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних мелочей, «увидеть» глубинную суть процессов или явлений. Поэтому внешние проявления всего сущего — для него лишь толчок, чтобы пробудить фантазию, инициировать его к изобретению нового, к прогнозам на будущее. Так же легко он может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это происходит с ним снова и снова. В обыденной жизни он может оказаться рассеянным, не замечать того, что происходит вокруг, поскольку его мысли принимают произвольное направление, быстро отрываясь от непосредственных впечатлений. Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять рутинную работу, поскольку при каждом повторе одного и того же действия его тянет привнести в это действие что-то новое, отличное от прежнего, хотя это новое не всегда может оказаться лучше, чем хорошо проверенное старое.
УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОГО ТИПА
Деятельность экстраверта, как правило, полностью направлена на объект и определяется этим объектом. В объекте он видит преобладающую ценность. Его жизненная энергия почти вся направлена в сторону объекта; именно поэтому одно из самых ярких его свойств, по выражению К. Г. Юнга,— «во всем себя растрачивать и распространяться»... Этим обусловлена и особая энергетическая «окраска» психики многих экстравертов: они производят впечатление активных, деятельных (иногда экспансивных) людей — их волевой импульс направлен вовне. В любом случае, экстравертированный тип имеет тенденцию к направленному взаимодействию с внешней средой. Как правило, он чувствует себя свободным в выборе внешних обстоятельств и, таким образом, может легко приспособить обстоятельства к себе. В частности, инициатива в знакомствах чаще принадлежит экстравертам.
УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ИНТРОВЕРТИРОВАННОГО ТИПА
Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что ориентируется главным образом на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Поступки интроверта не зависят впрямую от внешних воздействий; они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Иногда это ошибочно расценивают как субъективизм и эгоизм. Но никогда не следует забывать, что всякое восприятие и познание обусловлено не только объективно, но и субъективно, мир существует не только сам по себе, но и таким, каким он нам кажется.
Поскольку интроверт воспринимает внешнюю ситуацию как заданную, он, на первых порах, не стремится изменить ее, а сам приспосабливается к ней. В частности, он, как правило, не любит проявлять инициативу в знакомстве с незнакомыми людьми, а ждет, когда они сами это сделают.
Экстраверт – ориентирован на все, происходящее вне его, умеет изменить ситуацию, если она его не устраивает, легко вступает в контакты, как деловые, так и личные.
Интроверт – ориентирован на свои внутренние установки по тому или иному поводу, приспосабливается к ситуации, а не изменяет ее, затрудняется в налаживании контактов в незнакомой обстановке.
Рациональный — предпочитает заранее планировать свои действия и как правило придерживается плана, испытывает трудности переключения с одного дела на другое, старается не распыляться на много дел сразу, стремится довести начатое дело до конца.
Иррациональный — тот, для кого ведущей является абсолютная сила восприятия, он легко переключается с одного дела на другое, легко делает несколько дел сразу, бывает, что бросает начатое, если увлекся чем-то другим.
Есть и другие дихотомии, называемые признаками Рейнина.
Например: статика-динамика, позитивизм-негативизм, квестимность-деклатимность, аристократизм-демократизм и др..
Аспекты информации о свойствах объектов и отношений, неизменных на протяжении времени наблюдения, называются статическими.
Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими.
Позитивизм - позитивисты, оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: "Погода хорошая, небо ясное".
Негативизм - негативисты при оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: "Неплохая погода, на небе - ни облачка".
Квестимность - квестимы в разговоре склонны к диалогу. Речь квестима "многотональная", в ней перемежаются вопросительные и утвердительные интонации, рассказывая о чем-либо они могут задавать вопросы и сами же на них отвечать. Склонны отвечать вопросом на вопрос.
Деклатимность - деклатимы склонны к монологу. Их речь обычно звучит в одной тональности.
Аристократизм - аристократы воспринимают человека как представителя какой-либо группы, класса, они часто используют такие выражения как "типичный представитель", "все они такие" и т.д.
Демократизм - демократы воспринимают человека через его индивидуальные качества, отношение к человеку у демократа не базируется на его принадлежности к какой-либо группе.
При знакомстве с соционикой может возникнуть ложное впечатление, будто соционика - это "лёгкая психология", что определение типа - достаточно простая процедура. В популярных книгах по соционике, а также на сайте "Соционические знакомства" можно найти много кратких тестов, обычно от 4 (!) до нескольких десятков вопросов. Как показывает практика, их точность невысока - примерно 40-50% "оттипированных" в дальнейшем пересматривают версию о своём типе хотя бы на 1 признак из 4-х. Это же замечание относится и к американским тестам (см., напр., Определитель темперамента Кирси) - тем более, что в типологии И.Майерс-К.Бриггс все 4 признака определяются немного по-другому, а значит, и типы "смещены" по отношению к соционическим.
Следует с осторожностью пользоваться описаниями тимов, поскольку, к сожалению, у многих соционических описаний есть один недостаток - они описывают людей со стороны. Кроме того, у описывающего тоже есть Тим, многие виды информации он воспринимает плохо, да и с представителями каких-либо тимов у него могли не сложиться отношения, что, естественно, накладывает отпечаток на описание.
16 тимов можно разделить на квадры (группы с наиболее комфортными соционическими отношениями):
Типы 1-й квадры:
- Дон Кихот (Искатель, ИЛЭ),
- Дюма (Посредник, СЭИ),
- Робеспьер (Аналитик, ЛИИ),
- Гюго (Жизнелюб, ЭСЭ).
Типы 2-й квадры:
- Жуков (Маршал, СЛЭ),
- Есенин (Лирик, ИЭИ),
- Максим Горький (Инспектор, ЛСИ),
- Гамлет (Наставник, ЭИЭ)
Типы 3-й квадры:
- Джек Лондон (Предприниматель, ЛИЭ),
- Драйзер (Хранитель, ЭСИ),
- Бальзак (Критик, ИЛИ),
- Цезарь (Политик, СЭЭ)
Типы 4-й квадры:
- Штирлиц (Администратор, ЛСЭ),
- Достоевский (Гуманист, ЭИИ),
- Габен (Мастер, СЛИ),
- Гексли (Психолог, ИЭЭ)
О ТИМах и их известных представителях, можно почитать здесь – www.socioniko.net/ru/1.1.types/index-type.html (см. Введение: типы и подтипы) и здесь - www.socionika.info/tips.html
Об интертипных отношениях и тимах можно почитать здесь - www.socionics.spb.ru/Pioneer/P_Intertip4.htm
Довольно просто о соционике написано здесь - www.socioniko.net/ru/main/index-main.html
источник
Модель, отражающая баланс всех функций в психике, называется Модель А. Принципы построения этой модели довольно просты, и помогают понять многие закономерности поведения человека, его отношений и совместимости с другими типами.
Но начнем с основ – с того, что такое аспекты и функции.
читать дальше
Итак, различают аспекты и функции (очень часто эти понятия по незнанию и невнимательности отождествляют, и то, что вообще называется аспектом, называют функцией. В принципе, понимать разницу стоит, но если вдруг увидите, что аспект называют функцией, не обращайте внимания и постарайтесь понять, что имели в виду)
Аспекты – это виды информации, которая может усваиваться людьми и передаваться друг другу. Например, информация может быть черносенсорной (т. е. информацией об окружающем пространстве, объективных качествах предметов и живых существ), белологической (т. е. информацией о структурах, о логической последовательности) и т. п.
Аспекты (виды воспринимаемой информации) бывают интровертными и экстравертными, рациональными и иррациональными.
Интровертные (их еще называют белыми, потому что их обозначают белыми значками): БЛ (структурная или белая логика), БЭ (этика отношений или белая этика), БС (сенсорика ощущений или белая сенсорика), БИ (интуиция времени или белая интуиция).
Экстравертные (их еще называют черными): ЧЛ (деловая логика или черная логика). ЧЭ (этика эмоций или черная этика), ЧС (волевая сенсорика или черная сенсорика), ЧИ (интуиция возможностей или черная интуиция).
Рациональными являются все этические и логические аспекты (потому что и логические и этические суждения делаются рационально), иррациональными – интуитивные и сенсорные (потому что они по сути являются аспектами восприятия, а не суждения, т. е. воспринимается просто то, что есть в мире, а восприятие само по себе иррационально).
Все 8 аспектов присутствуют в психике любого из 16 типов, что отражает так называемая Модель А.
Рассмотрим аспекты чуть подробнее.
Аспекты суждения (рациональные).
ЧЛ - деловая логика (или логика действий, процессов),экстравертная - Содержание: Методика, логическое развитие событий, технология, алгоритм, действие, синтез фактов («собрать вместе, чтобы задвигалось»).
Как проявляется: расчёт, критичность, вникание в процесс, в технологию, мелочность, дотошность, скептицизм, упрямство.
Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности, эффективности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию
Восприятие движения.
ЧЭ - этика эмоций, экстравертная - Содержание: Эмоции людей, изменение отношений. Чувство этичности-неэтичности внутренних импульсов, чувство возможности-невозможности изменить происходящее в себе или другом объекте.
Как проявляется: стремление обратить внимание на себя, оценка других людей по созвучности их эмоций своим собственным.
Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира через эмоции.
Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки.
Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания радость или печать, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт.
Восприятие звуков как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.
БЛ – структурная (или научная) логика, интровертная - Содержание: Объективные закономерности. Структура, система, порядок, анализ фактов (понять, из каких компонентов состоит).
Как проявляется: «объективная», со стороны, оценка людей и ситуаций, как если бы на месте данных людей можно подставить других, и ничего не изменится. Безразличие: «Это не важно, этим можно пренебречь».
Способность логически мыслить, устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира.
Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы.
Восприятие пространства как системы расстояний, восприятие своего места в социуме.
БЭ - этика отношений, интровертная - Содержание: Это можно назвать «субъективными расстояниями» между объектами. Для человека это, к примеру, любовь–ненависть. Любимый и на большом расстоянии близок, ненавистный — и на малом далек. Чувство этичности-неэтичности отношений, доброты человека или его плохих качеств, чувство желания–нежелания и т.д.
Как проявляется: различение своих и чужих; ориентация на интересы тех, кто "свой", поиск постоянных, глубоких отношений; отношения – это игра, в которой не действуют формальные правила – свой почувствует, а чужой, сколько ни учи – своим не станет.
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего через те чувства которые оно вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений любовь-ненависть, симпатия-антипатия, расположение-неприязнь, восхищение и пр.
Аспекты восприятия (иррациональные)
ЧИ - интуиция возможностей, экстравертная - Содержание: Чувство наличия–отсутствия скрытых внутренних способностей, возможностей, дающее способность видеть постоянство или недолговременность какого-то объекта или явления.
Как проявляется: рассуждения о способностях и возможностях, умение поставить себя на место другого человека; понять суть, не вникая в детали. Интерес к недоступному, увлечённость, независимость.
Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть.
Восприятие внутренних качеств и назначения объектов.
Умение отделять перспективное от неперспективного, представлять результат.
Оценка качеств своего характера и собственных возможностей. Изучение и сравнение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.
ЧС - «волевая» сенсорика, экстравертная - Содержание: Форма, расстановка объектов в пространстве, территория.
Как проявляется: оценить пространство, понять, кто главный, захватить доступную территорию и навести на ней свой порядок. Накопление ресурсов.
Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством силового (иногда физического) давления. Проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, сила воли.
Физическая сила, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.
БИ - интуиция времени, иинтровертная - Содержание: Развитие событий во времени. Чувство своевременности–несвоевременности, спешки–неспешности и т.п.
Как проявляется: Эгоцентричное предвидение (без желания поставить себя на место другого человека). Отрешённость, созерцательность.
Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии.
Способность проникать во внутренний мир других людей, изучение интересов и проблем, которые их занимают.
Способность различать оттенки внутренних состояний.
Ощущение ритма происходящего, темпа событий, ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих, чувство заполненности своего и чужого времени.
Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие.
БС - сенсорика ощущений, интровертная - Содержание: Внутренняя ситуация объекта среди других объектов, их воздействие на его самочувствие, отражение в его самочувствии. Можно сказать, «звучание» пространства внутри объекта. Самочувствие определяется как внешними, так и внутренними процессами. Чувство приятности-неприятности, физической и эстетической удовлетворенности и неудовлетворенности.
Как проявляется: стремление к комфорту, хорошим условиям работы, достойному месту в своем окружении (без особого желания им руководить). Оценка ощущений – своих и других людей.
Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через любые ощущения своего тела осязание, обоняние, вкус, самочувствие, чистоплотность.
Оценка свойств окружающих предметов через ощущения, которые от них возникают.
Способность различать качества ощущений.
Ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.
Каждый человек обязательно воспринимает все аспекты, т. е. то, что человек логик, вовсе не означает, что в нем нет этики, человек-этик вполне способен логически мыслить, интуит безусловно замечает окружающие предметы и имеет ощущения, так же как у сенсорика есть воображение. Но работают аспекты по-разному: одни сильнее, другие слабее, одни гибкие, другие ригидные, одни – продуктивные, другие – преимущественно собирают информацию. И все в зависимости от того, в какой функции находится тот или иной аспект.
Функции – это функции человеческой психики, принимающие обрабатывающие и выдающие информацию.
Различают такие функции:
1 ф. - сильная ментальная акцептная
2 ф. - сильная ментальная продуктивная
3 ф.- слабая ментальная продуктивная
4 ф. - слабая ментальная акцептная
5 ф. - слабая витальная акцептная
6 ф. - слабая витальная продуктивная
7 ф. - сильная витальная продуктивная
8 ф. - сильная витальная акцептная
1) Акцептность - это способность отражать, "фотографировать" и репродуцировать информацию по аспекту.
Продуктивность - определяет возможность создавать новое по аспекту, на основе той информации, которую создала акцепторная функция.
2) Сила - предлагает уверенное владение информацией (достаточное ее количество) и волевое влияние на социум.
Слабость - означает, что информация по аспекту используется неуверенно, ее не хватает, поэтому по слабым функциям тип подвержен влиянию социона.
3) Ментальность (осознанность) - предполагает объективное изучение мира, стремление перевести информацию в языковую форму.
Витальность - предполагает субъективное, "через себя", изучение мира, требует слияния с изучаемым.
Можно сказать, что по ментальным функциям не столько делают, сколько разговаривают, а по витальным действуют, мало задумываясь, они хуже осознанны, чем ментальные.
Примечание: нумерация и названия функций в разных школах соционики разные, поэтому следует быть осторожным.
Человек принимает и обрабатывает информацию как сознанием, так и подсознанием, поэтому 4 функции сознательные (ментальные) и 4 бессознательные (витальные).
Модель А отражает баланс всех 8 функций информационного обмена в психике человека, принадлежащего к определённому типу (т. е. Модель А показывает, какие аспекты находятся во всех восьми функциях психики конкретного человека)
Функции сосуществуют друг с другом по-разному: одни как бы борются за общие ресурсы, и усиление одной означает ослабление другой; другие "относятся" друг к другу безразлично; третьи как бы "подпитывают" друг друга. ".
Если предельно упростить, то можно сказать так: аспект – это определенный вид информации, функция – это то место, которым данный человек эту информацию усваивает. Например, Наполеон усваивает такой вид информации как ЧС (волевая сенсорика) своей самой сильной ментальной программной (базовой) функцией, Бальзак усваивает эту информацию относительно слабой витальной суггестивной функцией. Поэтому к вопросам, связанным с ЧС (воля, сила, власть, завоевание пространства) они относятся совсем по-разному.
Названия блоков Модели А заимствованы из психоанализа З.Фрейда, однако немного отличаются от фрейдовских терминов по содержанию.
Модель А.
Сознание
Блок ЭГО (1 + 2): ПОНИМАНИЕ
Эти две функции представляют собой «формулу типа». Наиболее самостоятельные функции человека. Деятельность по ним всегда носит незавершённый, открытый характер: «я лучше других знаю, что мне надо, и если понадобятся улучшения – я их внесу сам, без посторонней помощи».
1. «Программа»: активное наблюдение, «образ жизни».
Программная (базовая) функция - основа личности. Реализация аспектов первой функции - то, для чего человек приходит в этот мир.
2. «Творчество»: требует усилий, до поры до времени «сидит в засаде», чтобы реализоваться в мелких мероприятиях.
Творческая (рабочая, инструментальная) функция выполняет вспомогательную роль, роль инструмента для реализации программной функции. Именно в рамках этой функции человек наиболее изобретательно, творчески подходит к решению вопросов.
Блок СУПЕРЭГО (3 + 4) : ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Этими качествами человеку приходится жертвовать ради первых двух функций: данные качества четко осознаются, но от этого не становятся более достижимыми. Чаще всего по этому блоку запоминаются всякого рода социальные ограничения (поскольку человек склонен спихивать свою неспособность что-либо сделать на влияние общества, результаты воспитания, обстоятельства и т.д.)
3. «Ролевая»: человек старается выглядеть таким (чтобы не обнажать свои слабые качества перед посторонними), но таким не является; в экстремальной ситуации реализуется так – «я тут умею немного, но уж это немногое вы получите по полной программе».
Ролевой (нормативной) эта функция названа, потому что человек по ее области реализации для адаптации в непривычных для себя условиях играет некую роль, помогающую социализироваться. Личность развивает в себе качества, как бы соответствующие определенным нормам, предъявляемым обществом к индивидууму.
4. «Болевая»: человек накапливает по ней информацию, но не уверен в ее качестве; чаще следует этим принципам на словах, чем на деле, поскольку решительные действия по 2-й функции вносят хаос в опыт, накопленный по данной функции.
Точка наименьшего сопротивления (болевая, мобилизационная) - зона психологических защит. Информация воспринимается сильно искаженной, реакция не адекватная даже на нейтральную информацию, болезненное восприятие критики. Человек избегает продолжительно и интенсивно работать по области реализации этой функции.
Подсознание.
Блок СУПЕРИД (5 + 6): ПОМОЩЬ
Человеку хочется получать по этим функциям поддержку, самому думать об этих проблемах «нет времени». Не слишком четко понимает, чего именно ему хочется, поэтому склонен до определенного момента давать свободу партнеру в данных аспектах.
5. «Внушение» (суггестия): «пока не болит – не замечаю», но когда появляются проблемы – человек становится исключительно зависимым по данной функции, восприимчивым к советам посторонних.
Суггестивная - наиболее внушаемая (трансовая) функция. Информация по аспектам этой функции воспринимается "как есть", усваивается слабо, используется зачастую слишком схематично. В области реализации пятой функции лежат "дополняющие ценности" или эталоны. Она сответствует первой - программной функции нашего дуала. Поэтому нередко в незнакомой обстановке на дальней дистанции человек начинает коммуницировать именно из этой функции, как бы проверяя собеседника "наш" это человек или нет
6. «Активация»: активность человека по данному аспекту зависит от других; если есть поддержка – его активность даже может превосходить активность окружающих, если нет – куда-то исчезает бесследно.
Активационная (референтная) функция, получая "добро" на какую-нибудь деятельность от пятой внушаемой функции, активно включается в реализацию методов предложенных пятой функцией. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Какой тон зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.
Блок ИД (7 + 8): УПРАВЛЕНИЕ
Пассивные способности – человек умеет, но не всегда четко осознает, что умеет. Включается в дело, когда получает четкий запрос на конкретный результат. Постоянно работать по этим функциям не способен –такая работа требует ограничения по блоку Эго, постоянно критически смотреть на себя самого.
7. «Контроль»: человек сам по данной функции не инициативен, однако охотно отмечает ошибки других, предостерегает их от излишеств.
Наблюдательная (ограничительная) функция в теневом режиме наблюдает все ли хорошо, все ли в порядке в окружающем мире по ее аспектам. Она соответствует нормативной функции нашего дуала и следит за тем впечатлением, которое он пытается на нас произвести, когда "играет" по своей ролевой функции. И если дуал начинает "переигрывать", ограничивает его бурную деятельность
8. «Эталон»: человек активно, но беспорядочно или «автоматически», «по привычке» действует по данной функции, пока не показать ему пример, не направить усилия в нужное русло.
Наша демонстративная (фоновая) функция "обслуживает" "зону страха" нашего дуала, поэтому мы стараемся пользоваться любым случаем, чтобы продемонстрировать наши достижения всем и каждому, как бы говоря "нам здесь любое море по колено и горы по плечу".
Т. е. для того, чтобы описать человека определенного типа (ТИМа), мы должны распределить аспекты информации по функциям, т. е. определить, каким образом он обрабатывает информацию того или иного рода. Для этого нам достаточно знать первые два аспекта – какой из них располагается в базовой функции, т. е. является «любимым видом информации для этого человека, и какой в творческой. Далее, согласно закону «Противоположности погашаются» мы можем вывести местоположение остальных аспектов. Т. е. если у человека сильная логика, у него неминуемо будет слабая этика и т. д.
Например, если первая функция у человека Сенсорика, то слабой будет Интуиция. Самые слабые функции – ролевая и суггестивная. Если базовой будет белая сенсорика (сенсорика ощущений, интровертная), то чуть сильнее у человека будет именно белая интуиция, и она будет в ролевой функции (сознательной, а значит более управляемой), а черная интуиция будет в более слабой суггестивной (бессознальной). Если творческая у человека логика (например, черная, деловая, экстравертная, то болевой (сознательной) будет черная же этика, а белая этика будет более слабой активационной (бессознательной). И т. д.
В зависимости от того, какой аспект у человека в базовой функции, определяется его вертность (интроверт/экстраверт) и рациональность/иррациональность.
Таким образом, по первым двум функциям мы определяем ТИМ. Если первая функция экстравертная «Этика», вторая «Сенсорика», то человек явялется Гюго (ЭСЭ – этико-сенсорный экстраверт). Поскольку этика – рациональный аспект, то Гюго – рационал.
Однако можно идти и другим путем – сначала определить дихотомии (например, что человек рационал, сенсорик, логик и интроверт) и отсюда уже вывести его Модель А. Раз человек рационален, в первой, базовой функции находятся этика или логика как рациональные аспекты (в данном случае логика, причем логика интровертная – структурная – БЛ, поскольку человек интровертен). Во второй функции, соответственно, будет находиться экстравертный иррациональный аспект: экстравертные (черные) сенсорика или интуиция (в данном случае экстравертная сенсорика – ЧС. И мы получаем ЛСИ – логико-сенсорного интроверта (рационального) – Максима Горького или просто Макса).
Примечание. Вы можете встретить самые разные названия ТИМов, причем некоторые способы обозначения соответствуют друг другу полностью, некоторые же, хотя в целом говорят об одном и том же, все же чуть-чуть о другом. Чаще всего используются система псевдонимов ТИМов по известным представителям типа, - её предложила основатель соционики А.Аугустинавичюте (например, Габен, Гюго, Достоевский, Наполеон) и буквенные обозначения (например, Габен = СЛИ = сенсорно-логический интроверт, Гюго = ЭСЭ = этико-сенсорный экстраверт, Достоевский = ЭИИ = этико-интуитивный интроверт и т. д.). Буквенные символы по системе В.В.Гуленко в настоящее время используются редко (самим Гуленко и сторонниками его школы). Использование этих обозначений нередко приводит к путанице, так как в американской типологии Майерс-Бриггс аналогичные буквы обозначают совсем иное. Поэтому лучше всего пользоваться именно псевдонимами и буквенными обозначениями, приведенными выше. Есть еще одна система псевдонимов - по характерной черте данного типа (Искатель, Критик, Политик) - её предложил В.Гуленко, соционик из Киева.
Как же определить дихотомии? Это можно сделать разными способами: наблюдая, разговаривая, методом интервью. Принадлежность к этикам или логикам, рационалам или иррационалам, сенсорикам или интуитам, интровертам или экстравертам сказывается буквально на всем: на поведении, манере общения, стиле одежды, выражении лица, стиле жизни, манере двигаться и т. д.
Е. С. Филатова в работе «Краткий конспект лекций по соционике» описывает дихотомии так:
Примечание: здесь описываются некие крайние, чрезмерно сильно выраженные носители дихотомий. На самом деле настолько ярко выраженные дихотомии встречаются крайне редко, ведь для жизни в социуме нужны все аспекты, и человек обычно нарабатывает компенсаторный механизм, прикрывающий его слабые места. Да так иногда нарабатывает, что сам считает это самое свое слабое место сильным (и неудивительно, ведь он уделяет слабым функциям гораздо больше внимания, чем сильным, в которых все получается легко, самом собой и кажется, что и у всех остальных людей все точно так же. Поэтому не стоит воспринимать написанное ниже буквально.
Логик воплощает человека, для которого определяющим является объективный мир; мир иерархии и порядка, закономерных связей и четко выстроенных конструкций.
Его интересы могут быть сосредоточены на изобретении новых машин и механизмов, он может быть поглощен созданием научных теорий или размышлять об устройстве мироздания, но редко его интересует мир человеческих отношений. В людях он ценит прежде всего деловые качества; надежность, предсказуемость, верность взятым на себя обязательствам.
Аргументами доказательств могут быть только проверенные факты. Если он почему-либо оказывается в ситуации, когда невозможно обойтись без эмоционального отклика, он использует принятые в обществе стереотипы эмоционального проявления, у него стандартный набор жестов, улыбок; если же ситуация оказывается неординарной, он испытывает замешательство.
Этик, напротив, ориентирован на отношения с другими людьми. Теории и конструкции его интересуют меньше всего, а больше — вопросы добра и зла, любви и ненависти, этические и нравственные проблемы.
Эмоциональный тип легко внушаем; мнения окружающих могут для него быть вескими аргументами в принятии того или иного решения. Это особенно справедливо, если аргументы построены на логических доводах; здесь он чувствует себя неуверенно и старается придерживаться норм, принятых в обществе. Ему самому трудно решить, насколько истинно то или иное утверждение о мире объектов, идей, устройстве мироздания.
В проявлениях своих эмоций он, напротив, весьма свободен, использует широкий спектр эмоциональной выразительности. В силу этого он может легко и безошибочно устанавливать психологическую дистанцию в общении, здесь он ориентируется на то, как человек говорит, каковы его жесты, выражение лица, паузы, интонации...
моя имха - здесь я не согласна, и тогда была не согласна, да поленилась переделать.
Вставлю пару слов: интересоваться логик и этик могут чем угодно, логик может целыми днями думать на этические темы, а этик - работать программистом. Этические соображения могут быть крайне важны для логика, как и необходимость быть логичным для этика. Суть не в этом, а в том, к перевариванию какой информации организм лучше приспособлен. Что лучше развито, тем и будут пользоваться, так или иначе подменяя более слабые функции. Так логик будет рассуждать об этических проблемах, используя именно логику. А этик, если будет затронут важный для него вопрос, на первое место поставит "нравится-не нравится". Впрочем, логические науки намного лучше разработаны человечеством, чем этические, что сказывается на возможности научиться чуждому способу мышления.
Сенсорик характеризует человека, который живет, как говорят психологи, «здесь и теперь». Его внимание постоянно направлено на все то, что его окружает, его восприятие исключительно конкретно, он легко замечает всякие мелкие изменения в обстановке. Он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует вокруг себя, поскольку к этому стремится.
Такому человеку легко переключить свое внимание от любых неприятностей — для этого достаточно сменить обстановку. Ему трудно ждать, когда наступит благосостояние. Ему надо получить желаемое сегодня (еще лучше — сейчас). Его девиз — действие. Для него характерны умение быстро переключаться, следовать за изменениями обстоятельств и легко приспосабливаться к этим изменениям.
Интуит, в отличие от ощущающего, интегрирует непосредственные впечатления в образы, символы. Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних мелочей, «увидеть» глубинную суть процессов или явлений. Поэтому внешние проявления всего сущего — для него лишь толчок, чтобы пробудить фантазию, инициировать его к изобретению нового, к прогнозам на будущее. Так же легко он может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это происходит с ним снова и снова. В обыденной жизни он может оказаться рассеянным, не замечать того, что происходит вокруг, поскольку его мысли принимают произвольное направление, быстро отрываясь от непосредственных впечатлений. Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять рутинную работу, поскольку при каждом повторе одного и того же действия его тянет привнести в это действие что-то новое, отличное от прежнего, хотя это новое не всегда может оказаться лучше, чем хорошо проверенное старое.
УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОГО ТИПА
Деятельность экстраверта, как правило, полностью направлена на объект и определяется этим объектом. В объекте он видит преобладающую ценность. Его жизненная энергия почти вся направлена в сторону объекта; именно поэтому одно из самых ярких его свойств, по выражению К. Г. Юнга,— «во всем себя растрачивать и распространяться»... Этим обусловлена и особая энергетическая «окраска» психики многих экстравертов: они производят впечатление активных, деятельных (иногда экспансивных) людей — их волевой импульс направлен вовне. В любом случае, экстравертированный тип имеет тенденцию к направленному взаимодействию с внешней средой. Как правило, он чувствует себя свободным в выборе внешних обстоятельств и, таким образом, может легко приспособить обстоятельства к себе. В частности, инициатива в знакомствах чаще принадлежит экстравертам.
УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ИНТРОВЕРТИРОВАННОГО ТИПА
Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что ориентируется главным образом на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Поступки интроверта не зависят впрямую от внешних воздействий; они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Иногда это ошибочно расценивают как субъективизм и эгоизм. Но никогда не следует забывать, что всякое восприятие и познание обусловлено не только объективно, но и субъективно, мир существует не только сам по себе, но и таким, каким он нам кажется.
Поскольку интроверт воспринимает внешнюю ситуацию как заданную, он, на первых порах, не стремится изменить ее, а сам приспосабливается к ней. В частности, он, как правило, не любит проявлять инициативу в знакомстве с незнакомыми людьми, а ждет, когда они сами это сделают.
Экстраверт – ориентирован на все, происходящее вне его, умеет изменить ситуацию, если она его не устраивает, легко вступает в контакты, как деловые, так и личные.
Интроверт – ориентирован на свои внутренние установки по тому или иному поводу, приспосабливается к ситуации, а не изменяет ее, затрудняется в налаживании контактов в незнакомой обстановке.
Рациональный — предпочитает заранее планировать свои действия и как правило придерживается плана, испытывает трудности переключения с одного дела на другое, старается не распыляться на много дел сразу, стремится довести начатое дело до конца.
Иррациональный — тот, для кого ведущей является абсолютная сила восприятия, он легко переключается с одного дела на другое, легко делает несколько дел сразу, бывает, что бросает начатое, если увлекся чем-то другим.
Есть и другие дихотомии, называемые признаками Рейнина.
Например: статика-динамика, позитивизм-негативизм, квестимность-деклатимность, аристократизм-демократизм и др..
Аспекты информации о свойствах объектов и отношений, неизменных на протяжении времени наблюдения, называются статическими.
Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими.
Позитивизм - позитивисты, оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: "Погода хорошая, небо ясное".
Негативизм - негативисты при оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: "Неплохая погода, на небе - ни облачка".
Квестимность - квестимы в разговоре склонны к диалогу. Речь квестима "многотональная", в ней перемежаются вопросительные и утвердительные интонации, рассказывая о чем-либо они могут задавать вопросы и сами же на них отвечать. Склонны отвечать вопросом на вопрос.
Деклатимность - деклатимы склонны к монологу. Их речь обычно звучит в одной тональности.
Аристократизм - аристократы воспринимают человека как представителя какой-либо группы, класса, они часто используют такие выражения как "типичный представитель", "все они такие" и т.д.
Демократизм - демократы воспринимают человека через его индивидуальные качества, отношение к человеку у демократа не базируется на его принадлежности к какой-либо группе.
При знакомстве с соционикой может возникнуть ложное впечатление, будто соционика - это "лёгкая психология", что определение типа - достаточно простая процедура. В популярных книгах по соционике, а также на сайте "Соционические знакомства" можно найти много кратких тестов, обычно от 4 (!) до нескольких десятков вопросов. Как показывает практика, их точность невысока - примерно 40-50% "оттипированных" в дальнейшем пересматривают версию о своём типе хотя бы на 1 признак из 4-х. Это же замечание относится и к американским тестам (см., напр., Определитель темперамента Кирси) - тем более, что в типологии И.Майерс-К.Бриггс все 4 признака определяются немного по-другому, а значит, и типы "смещены" по отношению к соционическим.
Следует с осторожностью пользоваться описаниями тимов, поскольку, к сожалению, у многих соционических описаний есть один недостаток - они описывают людей со стороны. Кроме того, у описывающего тоже есть Тим, многие виды информации он воспринимает плохо, да и с представителями каких-либо тимов у него могли не сложиться отношения, что, естественно, накладывает отпечаток на описание.
16 тимов можно разделить на квадры (группы с наиболее комфортными соционическими отношениями):
Типы 1-й квадры:
- Дон Кихот (Искатель, ИЛЭ),
- Дюма (Посредник, СЭИ),
- Робеспьер (Аналитик, ЛИИ),
- Гюго (Жизнелюб, ЭСЭ).
Типы 2-й квадры:
- Жуков (Маршал, СЛЭ),
- Есенин (Лирик, ИЭИ),
- Максим Горький (Инспектор, ЛСИ),
- Гамлет (Наставник, ЭИЭ)
Типы 3-й квадры:
- Джек Лондон (Предприниматель, ЛИЭ),
- Драйзер (Хранитель, ЭСИ),
- Бальзак (Критик, ИЛИ),
- Цезарь (Политик, СЭЭ)
Типы 4-й квадры:
- Штирлиц (Администратор, ЛСЭ),
- Достоевский (Гуманист, ЭИИ),
- Габен (Мастер, СЛИ),
- Гексли (Психолог, ИЭЭ)
О ТИМах и их известных представителях, можно почитать здесь – www.socioniko.net/ru/1.1.types/index-type.html (см. Введение: типы и подтипы) и здесь - www.socionika.info/tips.html
Об интертипных отношениях и тимах можно почитать здесь - www.socionics.spb.ru/Pioneer/P_Intertip4.htm
Довольно просто о соционике написано здесь - www.socioniko.net/ru/main/index-main.html
источник
дуалы они такие))))
мммм....
эх, где б себе Дона найти...да еще и мужского пола...эх...
только они какие-то неуловимые!
особенно противоположного пола!
безобразие!
что за дончик? где его взять?
а вообще я не помню какие у есеньки с доном отношения, но я его более 3х суток не вынесла
какая преееелесть!
эх, почему такие до питера не добираются?
есеньки с доном отношения
миражные
вот это точно. как со стенкой говоришь...